Гольф в Южной Корее: он совсем другой

6 миллионов корейских гольфистов делают страну третьим по величине рынком гольфа в мире, уступая только США и Японии.

Хотя здесь играют в гольф по тем же правилам и теми же 14-ю клюшками, однако рядовому западному игроку многое покажется совсем другим.

Корни корейского гольфа

Говорят, что гольф появился в Корее в 1897 году: чтобы скоротать время, группа англичан, нанятых Корейской организацией по морским делам и туризму, построила импровизированное поле с 6 лунками рядом с корейской таможней. Игра оставалась в значительной степени чуждой для корейцев во время обеих мировых войн и войны в Корее и оставалась недосягаемым для большинства корейцев видом спорта вплоть до конца 1980-х годов.

Скорее всего, большинство корейцев рассматривали гольф как привилегию, которой пользуются богатые руководители и высокопоставленные военные или правительственные чиновники, которые неторопливо прогуливаются по частным загородным клубам, обсуждая важные деловые и государственные вопросы.

Важный поворотный момент для корейского гольфа наступил в 1998 году, когда будущий член Зала славы Тура LPGA Се-Ри Пак (Se-Ri Pak), выиграла US Open, свой первый из 5-и титулов в гольф-мэйджорах. Южная Корея тогда столкнулась с финансовым кризисом. Победа, показанная по национальному телевидению, и фирменный удар спортсменки из водной преграды вдохновили нацию, отчаянно нуждающуюся в герое. Се-Ри олицетворяла собой новое поколение молодых женщин-гольфисток.

Се-Ри Пак на U.S. Women’s Open Championship в Blackwolf Run Golf Club, 6 июля, 1998. (USGA/John Mummert)

Сегодня гольф в Южной Корее является одним из самых быстрорастущих видов спорта: 3,06 миллиона (2,72 миллиона мужчин и 0,74 миллиона женщин) играют в гольф. Этот составляет около 5,9% от общей численности населения. Количество гольф-полей также увеличилось с 200 в конце 1998 года до примерно 575 в конце 2021 года.

Тем не менее, большинство людей здесь скажут вам, что в гольф играют те, у кого есть время и деньги.

Корейская гольф-индустрия

Согласно официальным отчетам за 2016 год (Korea Golf White Paper), общий рынок гольфа в стране составлял чуть меньше 10 миллиардов долларов США. Оборудование для гольфа здесь продается в изобилии. Цены на гольф-клюшки немного дороже (на 10-15%) по сравнению с ценами в США из-за доставки и налогов.

Большая часть снаряжения продается в готовом виде через интернет-сайты, но в последнее время развивается тренд индивидуального подбора клюшек.

В Южной Корее есть небольшое сообщество коллекционеров оборудования, которые изо всех сил стараются заполучить новейшие клюшки известных брендов раньше всех. Они любят похвастаться этим друг перед другом.

Есть еще один интересный факт:  корейцы тратят более 3,6 миллиардов долларов на одежду и оборудование для гольфа, на одежду приходится более 60% от этой суммы. Это говорит о том, что корейцам нравится хорошо выглядеть, когда они играют в гольф.

Экранный гольф

Количество игроков в гольф в Корее растет, а в США и Японии (страны, где гольф больше всего развит) снижается.

На Западе гольфом начинают заниматься в раннем возрасте. В Корее, однако, в гольфом начинают интересоваться в возрасте от двадцати до тридцати лет. Также в этот вид спорта приходят все больше игроков в возрасте сорока. Многие связывают эту тенденцию с ростом популярности игры на гольф-симуляторах.

Гольф-симуляторы GOLFZON можно найти практически в каждом городском квартале, многие из них работают круглосуточно и без выходных. Примерно 15-25 долларов с человека, и компания из четырех игроков в отдельной комнате может насладиться виртуальной тренировкой или игрой на гольф-поле. Аренда клюшек, обуви, перчаток, мячей включены в стоимость. «Экранный гольф» появился в в 2006 году, а сейчас в стране еженедельно уже играются миллионы виртуальных гольф-раундов.

Гольф на симуляторах стал настолько популярным, что виртуальные соревнования профессиональной лиги (!) даже транслируются по телевидению. У таких турниров есть спонсоры и солидные призовые ставки. Это сделало гольф еще более доступным и популярным в Корее.

Возможности для тренировок

Прежде чем играть на настоящем поле, сначала нужно постигнуть азы гольфа на тренировочных площадках. В Корее в городах практически нет мест для тренировок с настоящей травой, еще и по этой причине гольф на симуляторах так популярен. Для тех, кто устал от тренировки на виртуальных площадках, есть тренировочные рейнджи на свежем воздухе. Они похожи на те, что есть на Западе.

Jung Yeon-Je/Getty Images

Такие гольф-центры берут почасовую аренду (10-15 долларов в час), так что мячей можно отбивать столько, сколько захочется. Гольф-мячи подаются на мат автоматически, игроку не приходится наклоняться. Недостатком таких тренировочных площадок является то, что в длину они, как правило, короткие (от 50 до 180 метров) и окружены со всех сторон сеткой. Полным полетом мяча насладиться вряд ли удастся.

На гольф-поле

Корейцы тщательно планируют свой гольф-день. Раньше бронировать ти-таймы нужно было за месяц вперед. Сейчас появились мобильные приложения, которые позволяют зарезервировать время игры за 3-7 дней.

Гольф-сезон обычно длится с марта по ноябрь. В конце июля и в августе число желающих поиграть на полях обычно снижается из-за жары и влажности.

Спонтанно поиграть в гольф практически невозможно. Большинство гольф-полей разрежают играть в группе только по 4 человека, а присоединение друг у другу незнакомых игроков не практикуется. А что если четвертый человек не пришел на игру? Остальные трое должны покрыть расходы за отсутствующего игрока, включая оплату кедди.

Jack Nicklaus Golf Club Korea

Если рассматривать столицу, большинство полей расположены примерно в часе езды от Сеула. Есть поля и ближе к городу, но они, как правило, дороже, попасть в них сложнее из-за их загруженности. Клубные дома в большинстве своем представляют огромные 5-звездочные курортные здания с богатыми предметами интерьера и прекрасной архитектурой, а сотрудники клуба одеты в сшитые на заказ костюмы и форму. Раздевалки и ванные комнаты блещут роскошью и тщательно обслуживаются. Создается впечатление, что вы не на гольф-поле, а в роскошном отеле.

Большинство полей расположено на склонах невысоких гор и холмов. Лунки, как правило, расположены далеко друг от друга, поэтому гольфисты играют на 5-местном каре с кедди. Один кедди обязателен, чтобы помочь четверке в раунде, при этом не теряя темпа игры. Оплата кедди обычно делится между всеми игроками. Кедди управляют карами, движение которых разрешено только по дорожкам. Они автоматизированы и могут управляться дистанционно.

В среднем раунд длится 5 часов. Иногда получается, что образуются «пробки» на поле из-за медленной четверки, а обгонять группы запрещено.

В целом, если вы потратили менее 250 долларов и смогли вернуться домой в течение 8 часов после отъезда, у вас был очень успешный гольф-день.

Nine Bridges Golf Club

Не смотря на вечные препятствия, связанные с временем и деньгами, корейцы все же никак не могут насытиться гольфом. Официальный отчет 2016 года показал, что в стране было сыграно 33 миллиона гольф-раундов.

Есть мнение, что корейцы приравнивают показатель гандикапа к статусу. Ведь за хорошим игровым показателем стоят тысячи часов практики, сотни сыгранных раундов, много потраченного времени и денег. Низкий гандикап служит символом успеха как на гольф-поле, так и за его пределами.